Нормативно-правовая база.

Профессиональная деятельность современного педагога основывается на нормативно-правовых документах, одним из которых является Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, направленный на создание:

  • условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
  • развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей (п.2.4. ФГОС ДО).

Традиционно коррекционно-развивающая деятельность основывается на индивидуальном подходе: зная и понимая структуру дефекта конкретного ребенка, учитывая его возрастные и личностные потребности, особенности, учитель-логопед подбирает необходимые средства и материалы для коррекции дефекта. Таким образом формируются субъектно – объектные отношения, в которых ребенок – объект деятельности.
Внедрение ФГОС ДО позволило переосмыслить понятие «индивидуализация образования» и связать его с собственным вкладом ребенка в процесс обучения, развития и саморазвития. Реализация данного положения возможна при организации образовательной деятельности таким образом, чтобы ребёнок становился субъектом собственной активности, чтобы его целенаправленная и осознанная деятельность служили основным средством его собственного развития.

Индивидуализация образования — поддержка ребенка, построение его образовательной траектории или профессиональная коррекция особенностей его развития.

Индивидуализация дошкольного образования — построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования.