IMG_3675

Обеспечение индивидуализации при коррекции речевых нарушений за счет ИКТ средств.

Интерактивная доска.

рюкз где р

Для детей, имеющих фонетическое или фонетико-фонематическое недоразвитие речи,разработала серию упражнений для интерактивной доски, направленных на автоматизацию звуков во всех позициях, на развитие фонематических процессов, а также способствующих развитию связной речи и обогащению словаря.
рИнтерактивная доска включается в коррекционный процесс после того, как ребенку поставлен отсутствующий звук или исправлен искаженный, то есть с этапа автоматизации звука в изолированном виде.
Для детей, имеющих дефекты звуков Р-РЬ, разработан целый комплекс разнообразных упражнений, т.к. дефекты этих звуков преобладают в нарушениях звукопроизношения детей старшего дошкольного возраста: по автоматизации на всех этапах; по развитию фонематических процессов.л
Для детей, имеющих дефекты звука Л разработаны упражнения на автоматизацию звука изолированно и в слогах.
сшДля детей, смешивающих в речи звуки С-Ш, разработаны упражнения на их дифференциацию и автоматизацию, при необходимости.
Уже давно установлена и всем известна связь между воздействием на кончики пальцев рук и развитием речи ребенка. Поэтому пальчиковая зарядка или гимнастика востребована и любима многими педагогами и детьми. Особенно она важна для детей с речевыми нарушениями. листовВ связи с этим создала игровые упражнения для интерактивной доски, позволяющие развивать точность движений пальцев рук и мелкую моторику в целом, слухо-зрительно-моторную координацию, опосредованно и длительно воздействовать на кончики пальцев рук. Задача ребенка при этом направлена:
— на проведение линий,
— на соединение или обведение предметов,
— передвижение объектов.
Ребенок выбирает тип линии, ее цвет, траекторию движения, в зависимости от типа задания.
Интерактивная доска значительно обогатила и дополнила арсенал классических средств для коррекционной развивающей деятельности. Ее использование позволило повысить уровень мотивации детей на логопедических занятиях. Ведь для того, чтобы перейти к следующему упражнению, надо выполнить предыдущее, как в компьютерной игре.
Индивидуализация обеспечивается за счет возможности:
• создания игровых упражнений на основе интереса каждого ребенка (машины, принцессы, африканские животные, динозавры, подводный мир) и творческих упражнений для самостоятельной деятельности ребенка;
• выбора ребенком средств для выполнения упражнения (цвет и толщина линии, траектория движения).
Данное ИКТ средство использую в подгрупповой деятельности, так как у детей появляется возможность услышать друг друга, создаются условия для приобщения детей к культуре общения, формированию умения выслушать друг друга не перебивая, высказать свою точку зрения, тактично исправить товарища. А это уже уровень межличностных отношений, способствующих успешной социализации детей.

Комплект устройств для синхронизации визуально-слухового восприятия TTS «Говорящие карточки» (далее «Говорящие карточки»).

дев с гк Устройство представляет из себя карточку толщиной 5 миллиметров с двумя кнопками: красная – для записи, черная – для прослушивания. Чтобы создать запись, надо нажать и удерживать красную кнопку до конца записи. Однократное нажатие черной кнопки воспроизводит запись. Каждая последующая запись стирает предыдущую. Лимит записи – 30 секунд.
«Говорящие карточки» предлагаю для работы детям с фонетическим, фонематическим или фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Работа с «Говорящими карточками» строится следующим образом: ребенок, овладев умением пользоваться устройством, самостоятельно делает запись, (придуманную самостоятельно, с опорой на картинку или предложенную учителем-логопедом), прослушивает ее, делает вывод о качестве звукопроизношения (исходя из собственной записи, при сравнении своей и чужой записи), мотивируется на дальнейшую совместную деятельность с учителем-логопедом,с помощью устройства контролирует правильность собственного звукопроизношения в ходе коррекционного процесса, оценивает качество звукопроизношения в конце коррекционного процесса. дети с гкДанное устройство эффективно применять как при индивидуальной, так и при подгрупповой работе. В подгруппе при обмене записями у детей появляется возможность оценить звукопроизношение друг друга, проверить себя на внимательность (найти ошибки).
Данное устройство особенно хорошо использовать при работе с детьми с фонематическими недостатками речи. У ребёнка появляется средство, с помощью которого формируются способности различать звуки с опорой на слух, определять их количество в слове или предложении, устанавливать место звука в слове, его наличие или отсутствие.
Вот некоторые варианты игровых упражнений с «Говорящими карточками»:
 Найди ошибку
 Прослушай и выполни
 Отгадай загадку
 Сколько слов записано на карточке
 Сколько звуков «Ж» ты услышал
 Повтори запись
 Назови слова со звуком «Л», которые ты услышал
 Запиши послание
 Придумай и запиши
Индивидуализация заключается в следующем:
• ребенок самостоятельно действует с «Говорящей карточкой», оценивая свои достижения на любом этапе коррекционно-развивающей деятельности;
• выстраивает свою образовательную траекторию на основе самоанализа собственной записи;
• каждый ребенок определяет для себя сам материал для записи;
• появляется возможность сравнения качества своего произношения с другими.
Фонематические процессы очень важны при переходе на следующую ступень образования, поэтому им уделяется особое внимание.

Конструкторы «ПРОслова» и «ПРОектирование».

ПРОсл Конструкторы представляют собой скрепляющиеся между собой элементы: «ПРОслова» — с буквами разного размера, цвета; «ПРОектирование» — различные по форме, цвету. Конструкторы совместимы между собой.
Данное средство включаю в коррекционно-развивающий процесс с детьми с фонематическим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Конструкторы «ПРОслова» и «ПРОектирование» обеспечивают партнерское взаимодействие с детьми и делают увлекательным процесс звукового анализа слова. Дети собирают слова из букв, закрепляя связь между буквой и звуком, затем, подбирая нужные по цвету фигурки, составляют звуковую схему слова. Включенность педагога зависит от степени самостоятельности детей в данной деятельности.
Дети складывают из конструкторов слова (свое на выбор, по лексической теме, по заданию), меняются ими, проверяя друг друга, во время подгрупповой работы; подбирают схемы к словам, находят заранее допущенные ошибки, исправляя их.
дев с карточками буквНаличие таких конструкторов значительно обогащает линейку развивающих средств при работе со схемами, буквами и способствует развитию словесно-логического мышления. У детей появляется выбор так называемого материала, с которым сегодня ему хочется подействовать: будь то бумага и карандаш, карточки букв алфавита, цветные жетоны и фишки, кубики или конструкторы. Коррекционно-развивающая деятельность становится более привлекательной и интересной для ребенка с речевыми нарушениями, ведь большинство таких детей менее усидчивые, быстро утомляемые, их сложно заинтересовать и замотивировать.
Индивидуализация заключается:
• в выборе каждым ребенком коррекционно-развивающих средств;
• в возможности действовать самостоятельно или обратиться за помощью;
• в возможности учета индивидуальных возможностей ребенка в ходе деятельности (упростить или усложнить задание в зависимости от темпов выполнения) с целью создания ситуации успеха.

One Response to “Обеспечение индивидуализации при коррекции речевых нарушений за счет ИКТ средств.”

  1. Валентина

    Светлана, ИКТ средства уже вошли в практику работы педагогов. Однако ценно то, что Вы определили, за счет чего обеспечивается индивидуализация при использовании каждого из представленных ИКТ средств.

    Ответить

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *